Последняя статья
22 июня 2015 Знаете ли вы ответ на главный вопрос о своей жизни

 Сегодня я обращаюсь только к тем, кто находится в поисках своего истинного призвания. Или чувствует, что ...

Все статьи

Статьи

01 марта 2010

Стратегия 2010: последовательность + решительность

Журнал National Business, март 2010 г., Екатеринбург
Интервью эксперта, управляющего ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» Сергея Макшанова


Какие отрасли, категории товаров и услуг будут расти в 2010 году? Какие регионы и конкретные города сейчас находятся на лидерских позициях? И, наконец, что следует предпринять компаниям, чтобы быть несокрушимыми в существующем экономическом ландшафте? На эти вопросы отвечает известный Эксперт, управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» Сергей Макшанов.  

Одним из ключевых факторов успешной работы бизнеса Вы всегда называете долгосрочную жизнеспособную стратегию. Насколько она должна быть долгосрочной?

- В нашем опыте основной элемент стратегии – это концепт. С небольшими изменениями он живет 10-15 лет. Понятно, что процесс стратегического планирования предполагает две рабочие встречи Высших руководителей компании в год, а при необходимости и чаще, на которых вносятся уточнения, опережающие или реагирующие на происходящие изменения на рынках, влияющих на бизнес компании и/или интересных ей. 

- А каковы критерии жизнеспособности?

- Базовым критерием жизнеспособности компании является динамика ее эффективности в долгосрочной перспективе. Как ее можно измерить? Со временем компания изменяется, растет выручка и ее рентабельность, изменяется средняя цена, растет или снижается средняя себестоимость, сокращаются циклы – вот перечень параметров, которые способны наглядно показать эффективность бизнеса.

- На бумаге стратегия может выглядеть идеально: красивые цифры и сногсшибательные показатели эффективности. Но все ли такие стратегии воплощаются?

- Конечно, нет. На протяжении 17 лет мы много раз вместе с владельцами и первыми лицами создавали и внедряли стратегию бизнеса. И нередко возникали ситуации, когда у нас было твердое знание чего-либо. К примеру, четкое понимание того, что торговля только верхней одеждой не будет эффективной. Но конечное решение принимают реальные владельцы конкретного бизнеса. А они, как показывает российская практика, могут исходить из своих симпатий, предпочтений или предрассудков, не всегда руководствуясь здравым смыслом. В таких случаях базовый потенциал, ресурсы направляются в неверное русло, которое не принесет прибыли не только в будущем, но и в настоящем. 

При этом мы уверены, что для большинства компаний можно создать не просто хорошие, а блестящие стратегии! Но самое интересное начинается дальше. Все дело в том, что первый фактор, определяющий успешность внедрения стратегии, это особенности личности первых лиц компании. Ключевым для успеха является последовательность, сочетающаяся с решительностью, когда человек способен двигаться к цели в течение долгих лет, не перепрыгивая и не размениваясь, не «тянуть резину» в процессе принятия решений. 

К примеру, компания открывает филиал в депрессивном регионе, где в ближайшие 10 лет не будет признаков оживления. Вопрос: почему открыта эта бизнес-единица? Ответ простой: там живет брат владельца компании. Если следовать логике эффективности бизнеса, эту структуру лучше прикрыть, чтобы не терять зря время и ресурсы. Но бизнес работает до сих пор, несмотря на то, что человек понимает, что это приносит только убытки. Наглядный пример того, насколько важной оказывается последовательность, подкрепленная решительностью первого лица. 

- Готовы ли российские руководители меняться и принимать предложенную вами формулу эффективного воплощения выработанной стратегии: последовательность + решительность?

- Вопрос и простой и непростой одновременно. С одной стороны, есть люди, которые по своей природе никогда не смогут стать последовательными и решительными. Однако бывает так, что такие люди оказываются во главе компании, а то и являются ее владельцами. 

Пока у нас есть очень серьезные региональные особенности: самый крупный игрок, собирающий большинство решительных и последовательных, это Москва. Большие ресурсы притягивают большое количество перспективных лидеров. В целом по стране, наиболее динамичными регионами я бы назвал, безусловно, Урал и территорию, ограниченную городами Омск, Томск, Новосибирск, Иркутск. Там есть большое количество людей, которые строят свои компании. Эта среда задает определенную планку. К примеру, компания «Сибирский Берег» (недавно приобретенная другим перспективным сибирским игроком) — это мультинациональная компания. Но средний российский уровень пока не делает моды на эффективность и, особенно, на информированность. 

Я уважаю людей которые строят бизнес с нуля, считаю их единственной здоровой силой, которая двигает страну вперед по полмиллиметра, по 100 метров, несмотря на то, что многие факторы мешают это делать. Но таких людей в стране пока немного, думаю, процентов 10-12%. Но если будет общее движение, все равно появятся маяки, которые покажут направление движения, модель. 

- Расскажите подробнее, какие регионы и конкретные города сейчас находятся на лидерских позициях?

- Мы сейчас наблюдаем очень интересную ситуацию. Есть территории с энергичной предпринимательской традицией: Москва и Московская область, Урал, Башкирия, соседствующие крупные города Пермь, Челябинск, Тюмень. Активно проявляет себя Татарстан. Но это скорее второй тип территории роста, где есть определенный уровень вменяемости у бюрократии, которая ведет себя разумно, создает условия для привлечения инвесторов, условия для создания новых рабочих мест. Отдельно стоит сказать о Калужской области. Я снимаю шляпу перед руководством области, которое в такие краткие сроки вопреки существующим барьерам создало столь благоприятную обстановку для бизнеса. И сейчас они привлекают по 12-14 крупных инвесторов в год.

И когда правительство области привлекает инвесторов, оно не просто призывно машет руками, а готовит территории, проводит коммуникации. Там уже работают такие крупные мировые компании: Volkswagen, Peugeot — Citroen, Mitsubishi, Volvo, L’Oreal и целый ряд российских компаний, потому что с ними там по-человечески обращаются. Самые крупные инвестиции, вложенные в Россию, появление новых рабочих мест в 2007-2009 году – наблюдается именно в Калужской области. Есть, конечно, подобные движения и на других территориях, но сопоставимой по масштабу такой продуманной и целенаправленной политики практически нигде и не встретишь. Подобные процессы идут в Московской области, но надо понимать, что там задействованы совершенно иные ресурсы.

- А есть ли у вас примеры компаний, которые увеличили выручку и долю рынка в 2009 году?

- Очень хорошая управленческая команда работает в Волгограде в компании «Волма» из сектора строительных материалов. 

В Пермском крае отличную работу показала компания «Алендвик» — один из крупнейших операторов мультиформатной сети кафе и ресторанов. И сейчас они уже вышли на рынок Петербурга. Есть замечательные компании, которые успешно конкурируют с мировыми лидерами, находясь в 2009 году в двухзначном росте (более 40-80%) – речь идет о компаниях «Сплат-Косметик» и «Юнивей Групп». Их успех связан с качеством продукта и растущей интеллектуальностью системы дистрибуции – качество «Сплат-Косметик» уже получило международное признание в Японии, а один из продуктов «Юнивей Групп» — вермут «Деласи» в слепом тестировании превосходит «Martini».

В Екатеринбурге есть корпорация «Дэнас МС», которая конструирует и производит электронные медицинские приборы. Они сейчас в росте, а сектор электроники в России и во всем мире на спаде. Причем они не просто конструируют и производят медицинские приборы, они экспортируют во многие страны мира. Также неплохо себя чувствуют «Ювелиры Урала» — они не сидят сложа руки, а развивают свои рыночные и технологические преимущества. 

- Когда вы ожидаете волны отложенного спроса?

До второго полугодия мы не ждем каких-то резких повышений, заметные попытки «оторваться от дна» будут только во втором полугодии. 
Отложенный спрос возникнет в сочетании с ростом других более динамичных экономик, нуждающихся в нашем сырье и тех немногочисленных экспортных позициях, которые пока есть. Мы увидим обычный эффект: кто сильнее ударился, тот быстрее и восстановится.

Больнее всего у нас упала отрасль грузовых автомобилей – 90%. Затем недвижимость и все, что связано со стройкой. Также это бытовая электроника, которая упала на 40%, ювелирная отрасль на 25 — 35%. 

Отложенному спросу имеет смысл дать великолепные по сочетанию ценакачество предложения. Но их надо разрабатывать, и прямо сейчас. 

- Сергей Иванович, каков ваш прогноз: какие отрасли и категории товаров и услуг будут расти в 2010 году?

- «Ключ зажигания» российской экономики находится за пределами России. В росте все, что связано с Интернетом, особенно Интернет-торговля. Большинство компаний сектора показывают рост. 

Растут и будут расти диверсифицированные производители продуктов питания, которые работают в нескольких категориях и имеют производственные сети: скажем, не один макаронный завод, а еще завод, выпускающий майонез и в придачу еще что-то. Также в росте производители товаров народного потребления, от носок до кефира. 

Но главное – хорошо расти будут отлично информированные и стратегически подготовленные компании, неважно в какой отрасли.

Автор: Сергей Макшанов


Запишитесь на заинтересовавшее Вас мероприятие или закажите его


* indicates required

Подпишитесь на нашу рассылку. Только для подписчиков! – советы для принятия правильных решений на рынке бизнес-тренингов, секреты и опыт.